Сначала был кофе-магазин
— 3 июня 2002 года, когда вы открывали свой первый кофе-магазин, представляли ли, что через 22 года Кафема приобретет такой масштаб?
Владимир: Деятельность компании началась с того, что я привёз две эспрессо-машины и четыре килограмма кофе. Мы торговали тогда итальянским кофе. Тогда кроме него ничего нормального не знали. Первую кофемашину и первые четыре килограмма кофе я продал в феврале 2002 года в казино в Комсомольске-на-Амуре. С этого начиналась Кафема.
3 июня состоялось официальное открытие первого юридического лица. Первое название было «Специализированный кофе-магазин», чтобы никого не путать. Название должно было чётко отражать суть происходящего. И первое имя компании было «ООО «Кофе-магазин».
Нет, конечно, не представлял. Просто делал и делал. Нет идей представлять, что будет через 100 лет.
«Делай сегодня хорошо, и завтра будет тоже хорошо» - это жизненный принцип: надо думать не о том, что будет завтра, а о том, насколько ты хорошо делаешь сегодня.
Это сейчас я думаю, что будет через 10 лет. И моя главная работа и главная ответственность на сегодняшний день — угадать тенденции развития рынка.
Тогда, в 2002 году, задачи ставились краткосрочные: выручка сегодняшнего дня, выручка завтрашнего дня, программа на год. Мы много уделяли внимание выставкам. Поэтому выставки расписывались на год. Программа действий была годовой.
— Когда вы начинали, сколько вас было человек?
Владимир: Двое — я и ещё помощник, Саша Бондаренко. Первый магазин был крошечный. Это был отдел в шесть квадратных метров в универсаме, в Хабаровске на центральной улице Муравьева-Амурского.
— И вы попеременно стояли с Сашей за прилавком?
Владимир: Либо он там постоянно, либо я.
— Вы начинали сами за кофемашиной?
Владимир: Конечно, я всегда сам начинал. И первые кофемашины я продавал, когда ещё даже магазина не было. Я был дилером компании Saeco в городе Хабаровске. Saeco тогда были лидером в мировой кофейной индустрии.
Совсем недолго у нас был отдельчик в универсаме. И тогда же, в 2002 году, я снял помещение на Волочаевской, 181 Б. Кофе-магазин по этому адресу просуществовал лет 15. Это было офисное здание, и на первом этаже был магазин и даже небольшая кофейня.
Оттуда и пошли эти столики. Хотя принцип дегустации был всегда заложен в работу нашего кофе-магазина, даже первого маленького отдела. Мы продавали чашечку кофе. Можно было около крохотного столика постоять, попробовать выпить за 30 рублей чашечку эспрессо.
Это знаменитые три вопроса, которые мне тогда задавали.
-
Почему так дорого, 30 рублей? — Я отвечал: «Это настоящий итальянский эспрессо».
-
Почему так мало? — Это классический эспрессо 25 мл.
-
Зачем вы туда мне сливки налили? — Это не сливки. Это крема.
Мы так заходили в рынок, совсем такой дикий.
— Что значит дикий рынок?
Владимир: Он был совершенно новый для этого вида бизнеса.
— Вы понимали, что вам придется людей образовывать в плане кофе? Что вам придется людям рассказывать, давать попробовать?
Владимир: Это и сейчас актуально. Я думаю, что это будет вечно. Потому что многие пьют горький кофе с молоком и сиропом, чтобы он не был такой горький. И для них неожиданность, что кофе без молока и без сахара гораздо вкуснее.
— Когда у вас люди стали появляться? Когда открыли кофе-магазин на Волочаевской?
Владимир: На Волочаевской у нас уже было три человека, которые работали в магазине, появился офис, бухгалтер, позднее товаровед и небольшая ремонтная мастерская. И оттуда начало всё расти. С деятельности на Волочаевской мы открыли кофе-магазин в Комсомольске-на-Амуре.
Ценности Кафемы, проверенные временем
— Какие ценности вы изначально закладывали?
Владимир: Это перфекционизм и качество. И без мажорства. Всё должно быть просто и качественно. Умеренная цена. Глубокая компетентность и желание поделиться этим.
«Перфекционизм без снобизма»
— Можно сказать, что на протяжении 22 лет эти ценности не изменились?
Владимир: Вообще не изменились. По-прежнему в основе Кафемы лежат эти качества.
— Что добавилось со временем?
Владимир: Кадровый менеджмент — это наша главная ценность сейчас. Создание качественного продукта — это коллективная работа. Просто не сделаешь качественно, если у тебя нет подходящей команды. И я часто повторяю своим коллегам: «Помните, что мы кадровая компания. Наша работа — это собрать кадры».
«Мы делаем качественно и понятно».
— Что изменилось в подборе команды спустя 22 года?
Владимир: Это всегда сложно: и раньше, и сейчас. Просто сейчас у нас большой коллектив творческих людей, больше чем 150 человек. Когда ты набираешь первых двоих-троих, есть у меня определенный опыт, это технология создания маленьких команд. Но это отдельная история часа на два разговора. По этой теме я читаю лекции в разных городах России.
Люди, созвучные Кафеме
— Люди, которые приходят и говорят «Мы хотим открыть Кафему в своем городе?», какими качествами они должны обладать?
Владимир: Четыре основных качества. Они не изменились за 22 года.
-
Это должны быть смышленые люди, у которых острый ум.
-
Должна быть энергия. Как говорится «шило в одном месте».
-
Человек должен любить этот предмет. Любить. Знаешь, как в анекдоте про сосиски.
-
Это важное качество: ему должна нравится команда, с которой он работает. Мы как люди ему должны быть симпатичны. Без этого качества опыт просто не передаётся.
— Бывает такое, что человек приезжает и говорит «Я хочу открыть Кафему в моем городе», а ты понимаешь, что этот человек вообще не кафемный?
Владимир: И мы отказываем. Это обычная практика. У нас из трех запросов может быть один интересный.
— И вы лично с этими людьми общаетесь?
Владимир: У нас есть доверенные люди, сертифицированные. Двое из которых должны сказать «Этот человек наш, подходит». Это коллегиальное решение. Есть определенная процедура, как уточнить, случайный это человек или это наш человек. И те ли мы люди. Может, мы какие-то странные для него. Нужно какое-то время, чтобы он понял, что ему интересно.
— Я знаю, что в команде есть люди, которые годами, десятилетиями с вами работают. Кого бы вы назвали? Кто кроме вас играет ключевую роль?
Владимир: Самое долгое время у нас работают Татьяна Борисова и Лариса Ткалич. По 15 лет работают многие. В этой же истории и Вова Лисовой, и Каталина. Эти две фигуры самые заметные. Есть еще невидимый фронт, бухгалтерия и товароведы, немедийные личности.
«Наш опыт держится на людях. Каждый привносит в компанию что-то своё»
— Я знаю, что Кафема внесла большой вклад в проведение кофейных чемпионатов и конкурсов регионального и международного уровня. Расскажите об этом?
Владимир: Раньше на Дальнем востоке мы проводили региональные соревнования два раза в год. Это очень полезное шоу. Возможность для ребят себя потренировать и показать. Мы проводили международные чемпионаты в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке и Хабаровске. К нам приезжали международные судьи и организаторы ассоциации Ultimate Barista Challenge. Нас тоже приглашали судить чемпионаты в другие страны. Например, в Китай.
Открытие в Москве, как стратегическое решение
— Когда началась экспансия на Запад? Почему ты понял, что недостаточно быть в азиатской части России?
Владимир: Когда ты работаешь только на Дальнем Востоке, ты — дальневосточная компания. Для развития это является некоторым препятствием. Надо было задержаться в Москве. Это было стратегическое решение, которое воплощалось в жизнь в несколько этапов. Было нелегко.
«Чтобы говорить о себе в мире, как о российской компании, мы должны быть в Москве»
Для иностранцев Россия — это Москва. Когда начинаешь говорить «нет-нет, мы не из Москвы, это 7000 километров, 8 часов на самолете», это мешает беседе, мешает тому, чтобы продолжать разговор.
Важно находится в Москве, потому что вся тусовка здесь, а не там. Надо быть рядом с тусовкой или внутри ее. Поэтому в Москве потихонечку появились три кофе-магазина.
— Сейчас у Кафемы сорок точек в России и две в Испании. Ты считаешь, что это масштабно?
Владимир: Нет, это не масштабно, конечно. Посмотрите, у наших коллег по 100, по 200 точек. У нас специфическая история. Мы в первую очередь кофе-магазин, а потом уже кофейня. На каждом углу такой формат не востребован. Когда появляется человек с избытком, с радостью, он может приехать из какого-то города и открыть там. Нет человека, и желания экспансии нет.
— Амбиций захватить Россию нет?
Владимир: Амбиций нет. Но это естественное состояние предприятия, что ему нужно развиваться на 20% в год . Против этого не пойдешь. Если этого не будет, будут проходить определенные плохие процессы. Развитие — это как способ существования предприятия.
«Это как езда на велосипеде: если остановишься, то упадешь»
Кафема видела много разных «чёрных лебедей»
— Как происходят 20% роста?
Владимир: Естественным образом. Это текущая работа, которая возникает в процессе, и ты ее делаешь. Если ты ее делаешь хорошо, то она имеет дальнейшее развитие. Если ты ее делаешь плохо, то она заканчивается.
Это естественный ход вещей: всё течёт, поворачивается, где-то возникают, как их называют «чёрные лебеди», события, типа COVIDа. Они неожиданно врываются в нашу жизнь и откидывают деятельность предприятия на пять лет назад.
— Это же интересная история: с 2002 года сколько было таких событий. Кризис 2008, кризис 2014, потом COVID, потом…
Владимир: Постоянно что-то происходит, каждые четыре года. Мы начинали, когда доллар стоил 30 рублей. Потом резко вырос до шестидесяти. Нам пришлось закрыть три очень дорогих магазина. Ну и потом дальше-больше. Много скачков было.
«Каждый четыре года точно скачок. Иногда даже чаще»
COVID нас накрыл в 2020. Потом СВО 2022. Потом доллар заполз с 60 рублей на 100 в прошлом году. Учитывая, что кофе — это всегда импортный товар, это тоже сильно большой стресс.
— Какое основное качество Кафемы, которое позволяет ей выживать несмотря на кризисы?
Владимир: Как здесь заметили некоторые, нестандартность решений. У нас же нет инструкций в Кафеме.
«Мы мимикрируем под происходящее»
С одной стороны, в спокойном существовании, когда ты весь такой гибкий, это не очень хорошее качество. Это смотрится как-то странно, что Кафемы все разные. Но ты заходишь и понимаешь, что это Кафема. Я допускаю такую гибкость. И, по всей видимости, это помогает выживать. Отсутствие чётких критериев — это наша особенность.
Планы на будущее
— В чём заключается ваша работа сейчас?
Владимир: Моя работа — это работа директора. И еще у меня есть хобби — инжениринг. Создание новых машин для обжарки кофе. Это меня сильно увлекает.
— Вас можно назвать изобретателем?
Владимир: Да, я не поленился и один патент сделал на обжарку. На ростер «Малыш» есть патент.
— Какие у вас планы на ближайшие годы?
Владимир: На 10 лет вперед я должен угадать, что будет на нашем рынке. Я уверен, что искусственный интеллект, безусловно, очень многие профессии заменит. Но я думаю, что в сфере человеческих отношений, когда люди приходят и порадоваться, и поплакать, в общении с искусственным интеллектом ты будешь чувствовать и знать, что это алгоритмы. И я хочу, чтобы мы остались «натуралами», живыми и для людей. Это будет сильно дороже.
«Я делаю прогноз на то, что мы для людей. Люди для людей. Так было. И так будет».
Если говорить о планах на земле: мы потихоньку расширяемся на Западе. Мы строим фабрику недалеко от Москвы. Я занимаюсь эспрессо-машинами. Я считаю, что это не только моё хобби. Это перспективная деятельность.
Мы занимаемся изготовлением ростеров для себя. Может быть, появится какое-нибудь акционерное общество ООО «Кафема Инжиниринг». И она станет знаменитым в сфере кофейного оборудования.
— Кофе-магазины вы не планируете переформатировать?
Владимир: Нет, мы в этом же формате будем дальше работать. Наверное, за счет своих средств мы не будем делать экспансию. А если франшизы будут расти, то сложится рынок франшиз. Мы особенно не развиваем сами это направление. Кто-то приходит, это хорошо. Мы работаем вместе.
Если не приходит, у нас есть чем заниматься самим, есть много задач. Даже задач по выживанию. Обстановка вокруг меняется так быстро, что говорить про отличительные особенности Кафемы, не всегда актуально.

Послание настоящим и будущим сотрудникам Кафемы
— Вы же сейчас не так много ездите по городам? Не всех знаете на точках?
Владимир: Я даже у себя в городе, в Хабаровске, не всех знаю.
— Это интервью с вами все прочитают. Какое послание вы хотели бы донести до всех сотрудников Кафем?
Владимир: Любите свою работу. Не делайте то, что вам не нравится. Потому что то, что вам не нравится, вы никогда за дорого не продадите. Это главная особенность Кафемы.
«Любить свою работу. И в этой работе быть сильно вежливым к окружающим вам людям, даже если вы их не понимаете»
Надо следить за речью. Не обижайте тех, кто вокруг. От этого зависит и ваш заработок, и продукт, который вы делаете. И просто ваше душевное, личное здоровье. Это важно. Наша работа предполагает развитие вас, как личности. Это очевидная вещь.
«Кафема — это место для взгляда на жизнь. Здесь вы можете понять, как можно жить интересно».
— Если человек чувствует, что он выгорел в Кафеме?
Владимир: Значит надо идти дальше, если человек считает, что есть что-то дальше. Есть примеры, когда люди развиваются внутри компании. Есть примеры, когда уходят из нашей компании и открывают свой бизнес. Это тоже развитие. Прекрасно!
Из Кафемы вышло много выдающихся людей за 22 года. После наших чемпионатов. Мы до сих пор встречаемся с ребятами, которые помнят все эти чемпионаты. Как-то месяц назад мне бросили такую фразу во Владивостоке:
«Мы тут все из Кафемы»
Мы как коллектив проделали очень многое для становления других людей и компаний. Есть те, кто сменил специальность, вышел из кофейного бизнеса. Мы общаемся. И это известные люди. Главное — развитие.
Конечно, есть лёгкий эгоизм в том, что кто-то работает-работает, становится более опытным, более талантливым и развивает компанию. Но по большому счету я рад, что Кафема даёт толчок, и человек начинает своё развитие. Если это в Кафеме, то хорошо. Если это в другой компании, то тоже хорошо. Если это личный рост, то тоже хорошо.
Владимир: Да-да, это сплошь и рядом. Потому что здесь работают близкие по духу люди.
Кроме того я понимаю, что когда-нибудь я стану пенсионером. Буду ходить по городу старенький и встречать приятных людей. Эти приятные люди откроют приятные заведения, рестораны, кофейни, парикмахерские, закусочные. И я буду говорить: «Божечки, какой красивый город»!
«Мы просто улучшаем мир вокруг нас, внутри нас»
Ты просто любишь то, что ты делаешь. И это сильно заметно. Тебе нравятся люди. И вокруг тебя появляются приятные люди. Поэтому здесь, когда ты завариваешь чай, а я кофе, видно, что ты мастер своего дела. И рядом с тобой люди расслабляются и получают удовольствие. И ты получаешь удовольствие от этого коллектива. Это такая обоюдная история.